?

Log in

 
 
07 Октябрь 2013 @ 12:53
Всё есть музыка или может стать ею." (Джон Кейдж)  
9 октября, 19.00
Концертный зал имени Н.Я. Мясковского
ул. Б. Никитская, 13


В рамках XV Музыкального фестиваля "ДУША ЯПОНИИ"
«ПУТЬ ВОДЫ, ПУТЬ БАМБУКА:
ТВОРЧЕСТВО ДЖОНА КЕЙДЖА*
В ЗЕРКАЛЕ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР ЯПОНИИ И КИТАЯ»


МАНАБЭ Наоюки сё**
Алексей ЛЮБИМОВ фортепиано
Солисты Студии новой музыки

Необычное содружество одного из старейших японских придворных инструментов, губного органа сё, и европейских инструментов с их современными исполнительскими техниками демонстрирует разнообразные возможности музыкальных контактов в новейшее время.


* Джон Кейдж известен прежде всего трёхчастной композицией «4′33″» 1952 года, во время исполнения которой не играется ни один звук. Содержание композиции заключается в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не просто как четыре минуты и тридцать три секунды тишины. Эта композиция стала одним из самых спорных произведений двадцатого века.
Другое известное изобретение Кейджа — подготовленное фортепиано (между струн фортепиано помещаются различные предметы — бумага, монетки, скрепки и т. д. — что приводит к изменению звучания инструмента), для которого он написал многочисленные произведения, в том числе некоторые концертные пьесы, самыми известными из которых являются Сонаты и Интерлюдии (1946-48).

Среди его учителей был Генри Коуэлл (Henry Cowell) (1933) и Арнольд Шёнберг (Arnold Schoenberg) (1933-35), известные своими радикальными новшествами в музыке, но большее влияние на композитора оказала его увлечённость восточной философией и дзен-буддизмом, в частности. Одним из центральных принципов творчества Кейджа стала случайность. Истоки её следует искать в древне-китайском трактате И-Цзин — «Книге перемен», по которой можно было гадать с помощью подбрасывания монетки или веточки тысячелистника. Именно этот способ постижения реальности и повлёк за собой создание творческого метода, основанного на принципе случайного. Этот метод стал предтечей алеаторики — метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания музыкального произведения (включая и его реализацию) подчинена более или менее управляемой случайности.

** Манабэ Наоюки - Японский музыкант, исполнитель на губном органе сё японского придворного оркестра гагаку.


Справки – НТЦ «Музыкальные культуры мира» Московской консерватории
+7 (495) 629-21-91
Билеты в кассах консерватории
(495) 629 94 01
Цена билетов от 100 до 350 рублей
Метки: